Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT_LANGUAGE in /home/ilogic/logicgroup.ru/docs/inc/init.php on line 245
Виды коносамента

Виды коносамента

Коносамент (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, удостоверяющий право собственности на отгруженный товар.

Он выполняет одновременно несколько функций:

  •  - является распиской перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • - товарно-транспортной накладной;
  • - подтверждением договора перевозки груза;
  • - товарораспорядительным документом.


Так же коносамент  может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас же коносамент охватывает не только морские, но и авиа, авто и железнодорожные перевозки.

Существует несколько разновидностей коносамента:

  1. Ордерный (to order bill of lading), когда грузополучатель может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу, с помощью передаточной надписи- индоссамента- и вручения. Это свойство позволяет перепродать груз во время его следования; 
  2. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна;
  3. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, то есть доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент;
  4. Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Например, в международной банковской практике при аккредитивной форме расчета, коносаменты по общему правилу должны быть чистыми, если только обратное специально не оговорено условиями документарного аккредитива;
  5. Коносамент с оговоркой (claused) выдается тогда, когда капитан судна отмечает в нем обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки - т.е. указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются;
  6. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  7. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  8. На предъявителя. Коносамент, который передается простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  9. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращенно называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  10. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  11. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.


Вносить какие- либо изменения в коносамент нельзя. Основными реквизитами коносамент являются: наименование судна; наименование организации-перевозчика; место приема груза; наименование отправителя груза; наименование получателя груза; наименование груза и его главные характеристики; время и место выдачи коносамента; подпись капитана судна. 

По своему существу коносамент – это  контракт о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, компанией, относящийся к ценным бумагам.




ru.wikipedia.org